Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»

Лирическим героем этого стихотворения, написанного в форме послания к Жуковскому и Вяземскому, является поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме. Для создания деталей античного мира автор применяет большое количество мифологем, которые начинаются уже с названия стихотворения: Пенаты – (рим. миф. ) боги – покровители домашнего очага, а в переносном смысле – дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны; Пермес – (греч. миф. ) ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам, а, в свою очередь, под фразой «Богинь пермесских дар» понимается вдохновение; Лары – (рим. миф. ) души предков, хранители домашнего очага; Аония – (греч. миф. ) область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы; Стигийские берега – (греч. миф. ) т. е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (клятва Стиксом считалась самой страшной) ; Феб – (греч. миф. ) Аполлон, бог искусств; Хариты – (греч. миф. ) три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни; Пиериды – музы; Фортуна – (рим. миф. ) богиня судьбы; Вакх – (греч. и рим. миф. ) бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии» , отличавшиеся необузданностью и разгулом; Парки – (греч. миф. ) богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни. При обрыве нити человек умирал.

Но хотелось бы отметить, что при описании мира поэта Батюшков применяет старославянскую лексику: Цевница – пастушья свирель, а в переносном смысле – поэзия вообще; Сретать – (старосл. ) встречать. Отсюда «сретение» – встреча.

Все стихотворение построено на противопоставлении...

скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой. А жанр послания, в свою очередь, позволяет поэту непосредственно обратиться к этим личностям, тем самым показать свое отношение к ним.

Это стихотворение вольной рифмовки, т. е. в нем используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами – это нестрофические двустишия. Такой тип рифмовки еще раз подчеркивает дисгармонию.

В структурном отношении стихотворение делится на пять неравных частей. В первой части мы наблюдаем, как уже было отмечено выше, образ убогого, но милого сердцу поэта жилища, с лишь тонким намеком на неприятие роскоши. Во второй части наблюдается уже открытое противопоставление мира поэта полной излишеств жизни богачей, образ которых представлен в тусклых тонах («и бледны горделивцы») , а в печи поэта горит «яркий огонь». В третьей части снова возникает мир поэтический, духовный мир поэта.

А вот в четвертой снова предстает противоречие страстей и сует светской жизни и мирной души творца, которая описывается, как было сказано ранее, особой лексикой (добрый, святой, мирный, беседовать, светлый, небесно, упоенье, отрадная тишина и т. д.) , а светский мир совсем иными словами (волненье, суета, наемная, развратные, надутые, горделивцы) , что, впрочем, просматривается сквозь все стихотворение.

В последней, пятой, части Батюшков обращается к главным адресатам стихотворения: к Жуковскому и Вяземскому.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Главные ценности жизни, по Батюшкову, – это любовь и творчество. Счастье поэта там, где вдохновение, а вдохновение там, где покой и мир


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
?