Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена»

Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий наказ не оборачиваться и была превращена в соляной столб.

Несмотря на незамысловатость содержания и простоту изложения, по своей сути это стихотворение является одним из сильнейших в лирике Ахматовой. В ее творчестве тема родины, именно малой родины, вплоть до дома и двора, всегда занимала особое место. Томление по родному краю определяется не его особыми качествами красотой

природы, необычностью или исторической значимостью метности, теплотой людей все может быть с точностью до наоборот, для Ахматовой важно не это: благодаря сильной эмоциональной памяти каждая деталь родных мест вызывает у нее воспоминания о событиях или ощущениях прошлого иными словами, является эмоционально насыщенной. Именно поэтому в другом стихотворении поэтесса признается, что ей памятна до боли Тверская скудная земля.

Стихотворение было выпущено в сборнике Anno Domini в 1922 году в составе цикла Библейские стихи. Весь сборник пронизан размышлениями на тему родины и ответственности человека перед ней. Ахматова

отделяет себя от эмигрантов, от всех, кто бросил землю. Поводом для создания этого стихотворения явилась, во-первых, актуальность темы для поэтессы. А непосредственная идея возникла у Ахматовой как отклик на приведенную в статье Н. В. Недоброво Анна Ахматова цитату из Евангелия от Луки: Ище аже взыщет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит ю, живит ю, за которой в Библии следует строка Поминайте жену Лотову. В то же время, это явилось и ответом на рассуждения о том, что ее послереволюционные стихи живут прошлым, что она застыла в своем мастерстве. Образ содомлянки, заплатившей окаменением за верность былому, явился метафорой в полемике с критикой, требовавшей новизны. В ответ на требование нового недоброжелатели получили одну из самых старинных историй на земле.

Если всмотреться в описание города женой Лота, единственная точная деталь в нем красные башни. Все остальное: дома, улицы, деревья для нее как будто невидимо. Она вспоминает площадь где пела, родной двор где пряла, да и сам дом ей хочется увидеть потому, что там она милому мужу детей родила. Это привязанность именно к родному очагу, семейному, до последней детали знакомому дому.

Многие критики заметили в этом стихотворении перемену в восприятии поэтессой самой идеи дома. В ранних стихах это были мотивы дома-тюрьмы, откуда нужно вырваться, или дома, где лирическая героиня была дурной матерью. У Ахматовой действительно постоянно существовали проблемы с созданием собственного дома: постоянные переезды в детстве и юности, тяжело складывавшиеся отношения с мужем, проживание под одной крышей с бывшей женой Николая Пунина, нового мужа. В этом стихотворении дом выступает родным гнездом тем, что невозможно покинуть просто так.

Значимость родного очага, точнее, семьи как воплощения этого очага отражена и в одном из центральных стихотворений Ахматовой Реквием. Сила земной любви к Сыну у главной героини Божьей Матери так велика, что ее молчание вызывает у людей большее благоговение и страх, чем рыдания учеников. Точно так же жена Лота посмела возразить велению бога тоже молча, только взглядом во имя земной любви к родному городу. Переполненность чувствами, с точки зрения Ахматовой, не просто является оправданием она дает право жене Лота обернуться на родной город.

В своем ослушании высших сил жена Лота родственна еще одной лирической героине Ахматовой Рахили из того же цикла Библейских стихов. Подобное героическое противопоставление себя тем, кто сильнее, встречается у Ахматовой во многих произведениях. Это одна из характерных черт акмеизма: брошенный вызов, который считается оправданным, если сила чувств настолько велика. Само обращение к истокам мировой культуры также является одной из основ акмеизма.

Стихотворение Жена Лота не только гражданское по содержанию: своей скрытой страстностью оно тяготеет к любовной лирике поэтессы. Об этом писала Ольги Берггольц в 1946 году в статье для журнала Знамя. Статья была опубликована только в наше время, поскольку именно в 1946 году вышло знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград, после которого статьи об Ахматовой к печати не принимались. Берггольц пишет, что в стихотворении Жена Лота присутствует главная черта Ахматовской лирики: Нет ни расчета, ни благоразумия, ни целесообразности, но есть большее: страсть. Не в узком смысле слова, а как беззаветное движение сердца, прекрасное само по себе и, значит, само по себе являющееся поэзией человека и в то же время залогом его личного и общественного поведедения



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена»