Анализ стихотворения Ахмадулиной “Оттепель”


Пейзажная тематика произведения, датированного 1948 г. воспринимается современным читателем в контексте историко-культурологического феномена оттепели. Неофициальное название эпохе дало заглавие повести Эренбурга, журнальный вариант которой появился в мае 1954 г. через несколько месяцев после публикации первой “Оттепели” – стихотворения Заболоцкого. Предчувствия весны, переполняющие лирического героя анализируемого текста, приобретают символическое значение: приход теплой поры порождает надежду на преодоление кризиса и позитивные перемены, которые открывают вдохновляющие творческие перспективы.

Зачин стихотворения сообщает об обстоятельствах, предшествовавших изображаемому моменту: потепление наступило после метели. Окружающая картина отражает температурный перепад. Высокие сугробы, наметенные вьюгой, начали подтаивать, постепенно оседать и темнеть. Мокрый снег клонит к низу мощные сосновые ветки.

Зимний пейзаж скупо освещает краешек луны, видный из-за рваных краев тучи. Он метафорически уподоблен осколку. Тусклое сияние ночного светила отражается в плоских лужах, которые напоминают “тонкие блюдца”. Картина, озаренная лунными отблесками, не кажется статичной: для изображения оседающей на снег ледяной влаги поэт привлекает три однородных сказуемых и обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным

оборотом.

Взгляд субъекта речи устремляется в дальнюю перспективу. Сумрачные белые поля охвачены тишиной. Уточняя свои впечатления, автор использует личную форму глагола “дышать”. С ее помощью персонифицируется природный образ. Вокруг царит не мертвое безмолвие, а спокойный сон. Дремлющим снеговым просторам противопоставлен олицетворенный образ деятельной земли – освободившейся от оцепенения и готовящейся к важной “неизмеримой” работе.

Оптимистичный прогноз звучит в финальной части произведения. Сон вскоре сменится пробуждением. Автор перечисляет традиционные атрибуты весенних перемен, среди которых упоминается появление перелетных птиц. С последними связан торжественный образ, завершающий текст: птицы заиграют в “трубы весны”, призывая все живое сбросить оцепенение и с воодушевлением окунуться в хлопотливые будни.

Метафорическое уподобление деталей пейзажа музыкальным инструментам характерно для поэтики Заболоцкого. В зачине “Ночного сада ” смоделирован образ лесного оркестра, состоящего из органа, труб и виолончелей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахмадулиной “Оттепель”
?