Анализ стихотворения Апухтина “В полдень”


Стихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”.

Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь “жаркой дремоте”.

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов ( реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы “лениво” . лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как

одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения ( “полдень дышит” . “река лениво катится” ), а также с помощью метафоры ( “полдень дышит” ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания “Полдня” перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств. метафоры ( “дышит полдень” ), сравнения ( “И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет” ), эпитетов ( “полдень мглистый” . “тверди пламенной и чистой” . “дремота жаркая” ), инверсии ( “катится река” . “тают облака” . “дышит полдень” ), анафоры ( “Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река” ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет “лениво” раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: “лениво тают облака” . “лениво дышит полдень” . “лениво катится река” . Эпитет “полдень мглистый” поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния ( дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение “Полдень”, подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Апухтина “В полдень”
?