Анализ стихотворения Анненского «После концерта»


Произведение можно разделить на две неравные по объему смысловые части: обобщающую (1-я строфа) , в которой содержится мотив, побудивший лирического героя высказаться, а также риторический вопрос, и эмпирическую (2–4-я строфы) , в которой содержатся “частности” — описание внешнего облика певицы, манеры исполнения, ощущений, вызванных музыкальным произведением.

По жанру это стихотворение — воспоминание с элементами размышления и исповеди. Это подтверждается обилием форм прошедшего времени. Например, простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени (“спустились”, “осталось” — 1-я строфа) ; составные именные сказуемые с привязочной частью в форме глагола прошедшего времени (“печален был” — 2-я строфа) либо с “выпущенной” присвязочной частью (“бел” — 2-я строфа) , в именной части краткая форма имени прилагательного, слово категории состояния (“жалко было”), краткие формы страдательных причастий прошедшего времени (“было развеяно”, “пролито” — 3-я строфа) ; обособленные и необособленные согласованные определения, выраженные причастными оборотами, в состав которых входят полные формы страдательных причастий прошедшего времени (“взлелеянных в тиши” — 3-я строфа, “порванной в волненьи иногда… ” — 4-я строфа) , согласованное определение, выраженное действительным

причастием прошедшего времени (“погасшие” — 1-я строфа) .

В произведении насчитывается десять форм прошедшего времени и лишь две формы глаголов настоящего времени (“катятся”, “гибнут” — 4-я строфа) , что на синтаксическом уровне подтверждает определенный нами жанр стихотворения и наглядно показывает, насколько глубоко погружен лирический герой в свои воспоминания, если наблюдается столь мощный пласт прошедшего времени в сравнительно небольшом по объему произведении. Тему подсказывает название произведения: душевное состояние лирического героя после концерта. Композиция всего произведения незамкнутая, открытая. В межстрофной композиции существенную роль играет повтор глагола “был” (“было”) и сочинительного союза “и” (“сиреневых, и ласковых, и звездных” — 3-я строфа; “и нежны, и огнисты” — 4-я строфа) .

Эти повторы свидетельствуют о том, что впечатления переполняют, “захлестывают” лирического героя. Благодаря лирическому сюжету мы проникаемся мыслями и чувствами героя, идем вслед за ним и его воспоминаниями. Название произведения, как элемент предтекста, помогает понять степень переживаний лирического героя. Он поэт, и потому натура тонкая, ранимая, восторженная, впечатлительная.

Очевидно, на концерте звучало сильное исполнение музыкального произведения, потрясшее лирического героя. Поэт характеризует звуки как “сиреневые, ласковые, звездные”. Все эти эпитеты, выраженные именами прилагательными, принадлежат к разным семантическим группам: “сиреневый” — цвет, получаемый от смешения голубого с красным и символизирующий любовь, нежность, юность, весну, чистоту; “ласковый” — “способный вызывать ответные чувства, утешающий, обнадеживающий, успокаивающий” (Ожегов С. И. Словарь русского языка) , слово, характеризующее ощущения, состояния человека; “звездные” — далекие, сияющие, недосягаемые, как огни, как драгоценные камни, таинственные, освещающие мир, то есть слово, напоминающее предметный мир.

Названные эпитеты характеризуют звуки голоса певицы с самых неожиданных сторон. Это нужно было для того, чтобы показать пение как нечто необычное, захватывающее, чарующее, будоражащее душу, в высшей степени духовное и, если хотите, божественное. Так передается понимание и восприятие искусства. Эпитет, как троп, помогает создать образное определение явления или предмета.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Анненского «После концерта»
?