Анализ стихотворений «Кто-то едет — к смертной победе» Цветаевой и «Я знаю, что деревьям, а не нам» Гумилева

При анализе этих стихотворений очень важно помнить, что во всех мифологиях есть образ мирового древа, древа жизни, поэтому образ дерева в стихотворении (особенно если оно создано в близкую к символизму эпоху) нередко выступает как образ-символ, позволяя каждому поэту осмысливать через него важные в человеческом бытии вопросы жизни, смерти, смысла человеческого существования.

Для понимания этого следует уловить ассоциации, вызванные образами деревьев у разных поэтов. В обоих стихотворениях говорится не столько о деревьях, сколько о жизни:

таинственной и драматичной — у Цветаевой, совершенной — у Гумилева. Глубина смысла стихотворений подтверждается упоминанием жертвенного танца иудеев (Цветаева), Моисея и Марии (Гумилев) — ведь это образы древней культуры, породившей европейскую цивилизацию.

В стихотворении Цветаевой очень самобытный ряд образов: деревья словно совершают какой-то обряд: наделены жестами и «трепетом», ключевой темой становится смерть (слова «смертная», «надгробия», «трагедия»), но она сплетается с образами победы, жертвы, таинства, небесной завесы, неба как въезда, что порождает тему Воскресения как победы

над смертью. Этот смысл подкрепляется мотивом движения к небу. Начальные слова «Кто-то едет» не случайно повторяются в последней строфе, где появляется образ неба — единственный чувственно (а не умом) воспринимаемый в стихотворении.

Торжество Воскресения передается и символичным одухотворением деревьев, которые, словно присутствуя при таинстве или служа ему, противостоят современной автору пошлости мира. Эта антитеза одухотворенного и бездушного постоянна у Цветаевой. Пошлость выражается образами «веса, счета, времени, дроби» — всего того, что размерено, расчислено, «правильно», подчинено нормам. Духовное же выражается часто с помощью образов, связанных с религией и небом.

Важно также увидеть средства передачи чувств автора: они использованы и в образном строе, и в звучании. Эмоциональное напряжение в цветаевском стихотворении создается и за счет оксюморонных сочетаний («смертная победа», «жесты надгробий» — надгробия обычно ассоциируются с неподвижностью), и за счет неровного, прерывистого ритма, неблагозвучных сочетаний согласных, повторения «р». Общее ощущение стремительности речи и нарастания эмоциональной напряженности гармонизируется торжествующим повтором чуть измененных первых строк. Очень важно здесь строфическое построение: последняя строфа представляет собой двустишие, что на фоне двух предыдущих четверостиший воспринимается обрывом, словно накал чувств достиг предела, дальше невозможно говорить.

Сравнение стихотворений оттеняет изобразительность Гумилева. Цветаева осмысливает Воскресение, поэтому ее образы абстрактны, они воспринимаются не чувствами, а сознанием, Гумилев же любуется миром, проницая в нем скрытую предполагаемую жизнь. Одушевление образов и возникающие сравнения с Марией и Иосифом — земными родителями Иисуса Христа — подчеркивают глубокую осмысленность существования деревьев. Автор прямо заявляет о гармонии и совершенстве их жизни, красочно описывая ее в первой—четвертой строфах. Целесообразно отметить приметы этой красочности: разнообразие цветовых эпитетов и образов природных явлений (упоминаются явления небесные, земные, водные и подземные, описываются вода и камни, называются породы деревьев). Описательность передает прелесть жизни, очарованность ею автора.

Для осмысления композиции важна антитеза в первой строфе «чужбины» и «отчизны», связанная с другой — «земли» и «звезд». Ключевым образом стихотворения становится образ обжитой деревьями земли, от которой люди оторваны (они здесь «на чужбине»). Эти противопоставления отзываются в последней строфе, где жизнь деревьев представлена недостижимым для человека идеалом: воплощением вечности и одухотворенности.

Обычно способствующий передаче размышлений пятистопный ямб здесь звучит торжественно и размеренно: каждая строфа синтаксически завершена, выражая законченную мысль или картину. Поэтому выделяется восклицательное предложение, завершающее стихотворение. Оно передает разнообразные чувства автора: и его восхищение идеалом, и грусть от его отсутствия на земле, и стремление к нему — комплекс чувств, который принято называть романтическим.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворений «Кто-то едет — к смертной победе» Цветаевой и «Я знаю, что деревьям, а не нам» Гумилева