Анализ стихотворений Фета и Набокова с одноименным названием «Бабочка»

Умение сопоставлять, сравнивать необходимо выпускнику при подготовке к выпускному экзамену по литературе (части С2,С4,С5) и русскому языку при подборе аргументов в сочинении ( часть 3). Это те части экзаменационной работы, которые вызывают у ученика наибольшие затруднения.

Образно – тематический анализ является одним из вариантов сопоставления, наиболее часто используемых в школьной практике. Старшеклассникам для сопоставления предлагаются тексты художественных произведений 19 – 20 веков: А. Фета и В. Набокова. Сопоставление основывается на языковых средствах, к которым обращается автор, создавая зрительный образ бабочки: глагольных формах, средствах выразительности, ритма и размера стихов, сопоставлении состояния лирического героя, звукописи, поэтического синтаксиса. Подобная работа вызывает серьезные трудности у учеников, поэтому наблюдения фиксируются в опорной таблице.

Сопоставление глагольных форм.

A. Фет

B. Набоков

«опустилась», «дышу», «сверкнув», «раскину», «улечу»

«распахнулась», «дышат», «светится», «припадая», «обращаясь», «светится», «ликуют», «мерцают»

Результаты наблюдений: в первых четырех строках стихотворения глаголы отсутствуют, в следующих восьми их десять; формы прошедшего, настоящего и будущего времени, сменяя друг друга, стоят почти рядом, тем самым давая почувствовать быстротечность, мгновенность изображаемого. Этому способствует и деепричастие совершенного вида со значением «мелькнуть, появиться на миг».

Глаголы позволяют увидеть великолепие и живую красоту образа. Большинство глаголов и деепричастий несовершенного вида, обозначают незавершенность действия: возникает эффект «присутствия» – бабочка здесь и сейчас чарует своей красотой.

Средства выразительности (метафоры, олицетворение, эпитеты)

«воздушным очертаньем», «бархат с его живым миганьем»

«с темным отливом сливы созревшей», «бархат живой», «ряд васильково – лазоревых зерен», «греза березовой северной рощи», «дышат зубчатые нежные крылья», «ликуют они (крылья)», «мерцают божественно (о крыльях)», «голубоокая ночь в раме двух палевых зорь», «при дивном свиданье», «священный убор»

Результаты наблюдений: схвачено мгновение, миг; образ воздушен, легок, неуловим в своей мимолетности.

Смысловая близость метафор Фета и Набокова – «бархат с его живым миганьем», «бархат живой» – позволяет сделать вывод: оба автора восхищаются живой красотой бабочки.

Обилие метафор дает возможность вглядеться в образ, внимательно рассмотреть узор крыльев, их форму и цвет. Автору важно подробное описание объекта, причем делает он это тщательно и с любовью.

Эпитет «священный» подчеркивает божественность, царственность бабочки, ее красота неподвластна времени.

Ритм, рифма, размер стиха.

Пятистопный ямб перемежается с двустопным, отчего ритм убыстряется, становится более легким и в то же время сохраняется возвышенное звучание стиха.

Отсутствие рифмы, свободный стих, длинная строка, напоминающая античный гекзаметр, сближают стихотворение с эпосом, и звучит оно размеренно, неторопливо, торжественно.

Поэтический синтаксис.

«Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила»

«Куда спешу?»

«Бархатно...

– черная, с темным отливом сливы созревшей,

Вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой сладостно светится ряд васильково – лазоревых зерен вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь».

Результаты наблюдений: Поэт использует простые предложения, среди них – нераспространенные и неполные. Легкость синтаксических конструкций соответствует воздушности образа.

Сложный синтаксис. Бессоюзные предложения, осложненные повторами, рядами однородных членов, способствуют созданию величественного образа.

Инверсия: «бархат мой», «на цветок… легкий», «…без цели, без усилья,

Дышать хочу?»

Результат наблюдений: создает ритмико – мелодическую организацию речи (у Набокова в большей степени) и, выделяя слово во фразе, ведет к пониманию смысла образа: у Фета бабочка – символ мимолетного короткого счастья, поэтического вдохновения.

К выше взятому примеру инверсии можно добавить «дышат…крылья», «ликуют они», «юности вечной моей», «крылья узнаю твои»

Бабочка Набокова – символ юности, поры живой, трепетной, веселой, полной любви, и красоты, которая для поэта священна.

Звукопись.

[з], [ш], [ч], [с], [х], [ж], [ц], [с], [д],[т]

[х], [ч],[з],[ш], [с], [ж],[с],[щ]

Результаты наблюдений: в обоих стихотворениях часто используются шипящие, свистящие звуки, у Фета и переднеязычные, передающие «дыхание» крыльев бабочки, их трепет, «миганье» и жизнь (звуки) мира вокруг них. У Фета звук [р] встречается всего 7 раз, поэтому мир бабочки кажется гармоничным, спокойным, легким.

Состояние лирического героя.

Прямо не выражено, т. к. лирический герой обнаруживает себя через картину мира, воссозданную его глазами в форме воображаемого диалога, в котором центральное место отведено образу бабочки. Восхищение легкой, неуловимой в своей мимолетности бабочкой передано не только эпитетом «мила», но и всем строем стихотворения, его языковой, синтаксической и ритмической организацией.

лирический герой свое внутреннее эмоциональное состояние передает через восклицания и повторы: «О, как ликуют они, как мерцают божественно!»

«Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!» – восторгается он вечной, немеркнущей красотой, воплощенной в образе бабочки.

Тема стихотворений.

Стихотворения можно отнести как к пейзажной, так и философской лирике: остановив свой взгляд на бабочке, творении природы, авторы размышляют о моментах человеческой жизни, о счастье, красоте и искусстве.

Традиции и своеобразие в создании образа в стихотворении «Бабочка».

Вслед за В. Жуковским, А. Пушкиным, Е. Баратынским, Ф. Тютчевым А. Фет олицетворяет природу, изображая человека в неразрывном единстве с ней. В. Набоков, поэт XX века, следует этой традиции. Для А. Фета важен миг, в котором проявляются красота и гармония, поэту нужно уловить это мгновение и запечатлеть его в поэтическом слове. В. Набокова восхищает красота в ее вечном, священном мерцании.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворений Фета и Набокова с одноименным названием «Бабочка»
?