Анализ стихотворение Заболоцкого “Гром идем”

По свидетельству Н. А. Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е – начало 30-х г; 2) с 1932 г.-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В. Хлебникова. Первые стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчеркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы. По выражению самого поэта – это “стих почти непохожий на стих”. Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический мир Н. Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-хгодов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, кчистым классическим размерам, отказываясь от всего изощренного, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика – самая обычная, обиходная, но все пронизано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н. А. Заболотского. Одно из них стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две части. В первой(1-3-я строфы) автор создает образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) – это развернутое описание и в тожевремя сравнение лирического героя с “деревом печали”. Не случайно здесь сравнительный оборот “как ты”.

Это стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово – то образ, что ни образ – то дивное художественное описание:

Движется нахмуренная туча… …С фонарем в приподнятой руке.

Какая странная, но интересная метафора “туча… с фонарем в руке”! Она просто не может не заворожить. Удивительны и другие образы стихотворения – все в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень динамичные: Движется нахмуренная туча… …Движется огромна и тягуча… …Сколько раз она меня ловила… …Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Большое количество эпитетов(“нахмуренная туча, огромна и тягуча”, “каменный гром”, “робкие шаги”, “темный небосклон”) и метафор (“туча с фонарем в приподнятой руке”, “белый блеск вольтовой дуги”, “мертвая корона”,”живое сердце древесины”, “дерево печали”) передает внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому “краски”в стихотворении темные, мрачные: “нахмуренная туча”, “темный...

небосклон”, “иглы почерневшие”. Необычно сравнение: лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, “деревом печали”. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые “били”, “огнем сжигали на лету” лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому.

И арест по ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, “урок” в лагерях и ссылках.

Ок” в лагерях и ссылках. Вот поэтому “сквозь живое сердце древесины” кедра, а значит и самого лирического героя, “пролегает рана от огня” Да, страшная метафора. А ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с “мертвой кроной” соответствует трагичным чувствам героя с “лютым холодом” в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему завершающейся человеческой жизни: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца… “Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами” лирического героя.

А если верить преданию, то падающая звезда олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка: …И в душе… и любовь, и песни до конца! Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: “Мысль-Образ-Музыка” идеальная тройственность, к которой стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха – ритм, рифмы, звукообразы. Еще Фет сказал: “Что не выскажешь словами – Звуком на душу навей”. Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая аллитерация (повторение звуков “р” и “ж”) способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Неслучаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией произведения. В этом произведении автор предстает перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не противопоставление человеку. Он как бы растворен в ней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворение Заболоцкого “Гром идем”
?