Анализ рассказа Набокова “Рождество”


Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его

Взгляд как бы сверху: “Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила

Под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол”. Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех

Действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: “А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же”.

Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого-то и удивляется

Слепцов тому, что “сам он еще жив”, ведь гроб был наполнен “его жизнью”.

Можно представить в следующем виде:

Девушка из дневника – СЫН

Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и

Ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни.

Можно сказать, что он стоит между двух огней.

Данного произведения

напоминает фабулу “Легкого дыхания” Бунина. Повествование начинается с “конца”, т. е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но

Лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в

“Легком дыхании” такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь

Самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.

Жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.

Горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.

Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т. о. автор “перевернул” фабулу,

Чтобы показать главный конфликт.

Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой

Главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день (“после обеда”), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать

О смерти всерьез, и принять новую жизнь.

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – “низкий плюшевый стул” – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и

Читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, “словно в приемной у доктора”. Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он

“медленно” (т. е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует “трещину” в душе героя. Сильная деталь церковный

Крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: “Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке”, как попытку

Самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. “А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест”. Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – ассоциируются

С определенными моментами: кра.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ рассказа Набокова “Рождество”
?