Анализ поэмы Пастернака “Высокая болезнь” и “Спекторский”

В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пас­тернака “Высокая болезнь” отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исто­рически уже сложилось так, что люди искусства пропуска­ют через себя боль и проблемы эпохи – и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.

Поэма “Высокая болезнь” вся построена как бы из фраг­ментов – воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение к происходящим событиям, к людям. Намеренная разорванность, внутренняя динамика повествования позволили поэту передать ход и ритм вре­мени, неукротимое движение исторического процесса.

Сбиваясь с ног от беготни,

Приносят весть: сдается крепость.

Не верят, верят, жгут огни,

Взрывают своды, ищут входа,

Выходят, входят, идут дни,

Проходят месяцы и годы.

Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завт­рашнем дне. Это – переходное время, когда “рождается троянский эпос”. Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность века, когда действительность больше похожа на содом, когда многие, не умея разобрать­ся с новшествами эпохи, бросались “от книг на пики и на штыки”, когда не дает покоя “сосущий клекот лихолетья”, принося то голод, то разруху, то болезни.

Невыносимо тихий тиф,

Колени наши охватив,

Мечтал и слушал с содроганьем

Недвижно лившийся мотив

Сыпучего самосверганья.

Все эти испытания, выпавшие на долю народа, словно проверяют его на прочность и веру, в то же время постоян­но обрекая на лишения и жертвы. Жизнь для многих становится ожиданием смерти.

И сон застигнутой врасплох

Земли похож был на родимчик,

На смерть, на тишину кладбищ,

На ту особенную тишь,

Что спит, окутав округ целый…

Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет “высокой болезнью”. Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них...

огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой (“я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза”), они не имеют права даже на слу­чайные ошибки.

Благими намереньями вымощен ад.

Установился, взгляд,

Что, если вымостить ими стихи, –

Простятся все грехи.

Все это режет слух тишины,

Вернувшейся с войны.

Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вы­нужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он на­зывает свое творчество “музыкой во льду”, “музыкою ча­шек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов”:

Мы были музыкою мысли,

Наружно сохранявшей ход,

Но в стужу превращавшей в лед

Заслякоченный черный ход.

Но были и такие поэты как Маяковский, сумевший настолько проникнуться идеями революции, что подчинил все свое творчество нуждам эпохи и старался быть актив­ным участником построения новой жизни.

А сзади, в зареве легенд,

Дурак, герой, интеллигент

В огне декретов и реклам

Горел во славу темной силы…

Печатал и писал плакаты

Про радость своего заката.

О себе Пастернак говорит, что он “трезво шел по трез­вым рельсам”. Оглядываясь по сторонам, он видел, что все вокруг “смотрело полным погорельцем, отказываясь наот­рез когда-нибудь подняться с рельс”. И в то же время ему открывалась вся безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего:

И уставал орел двуглавый…

От стягивавшейся облавы

Неведомого мятежа…

И будущность была мутна.

И здесь появляется образ Ленина – исторического де­ятеля, выступившего вперед в смутное время перемен и способного повести за собой, озвучить историю:

Он управлял теченьем мыслей

И только потому – страной.

Так, размышляя о своем поколении, о времени, в кото­ром живет, об испытаниях, которым жизнь подвергает че­ловека в беспокойную переломную эпоху, Пастернак дела­ет вывод и о роли исторических личностей:

Предвестьем льгот приходит гений

И гнетом мстит за свой уход.

Таким образом, поэт сумел не только достоверно ото­бразить действительность первой трети XX века, но и за­глянуть в недалекое будущее своей страны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Пастернака “Высокая болезнь” и “Спекторский”
?