Анализ поэмы Некрасова «Саша»

Некрасов работал над поэмой «Саша » более трех лет. Она была напечатана в январской книжке «Современника» за 1856 г, на заре 60 годов, когда общество постепенно пробуждалось, когда казалось, что все усилия мыслящих людей направлены к единой цели, все воодушевлены и ждут грядущих преобразований.

С высоким художественным совершенством воспроизвел Некрасов чудесные, полные настроения картины природы в поэме. Как глубоко, интимно связаны они с духовным обликом героини — молодой девушки. Легко и радостно дышится ей в 16 лет:

Полем

идешь — все цветы да цветы,

В небо глядишь — с голубой высоты Солнце смеется… Ликует природа!

Всюду приволье, покой и свобода.. .

Но как только появляются первые сомнения, тревоги, раздумья о судьбах родимой земли, картина меняется. В поэме даны живые приметы времени, и в ней отзвуки отгремевших недавно героических битв Крымской войны:

Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой.. .

Горько плакала Саша, увидев, как вырубают лес. Из перерубленной старой березы градом лились прощальные слезы. Лес повержен:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломились, скрипели,

трещали,

Жалобно листья шумели кругом.

Так, после битвы, во мраке ночном Раненый стонет, зовет, проклинает.

Ветер над полем кровавым летает — Праздно лежащим оружьем звенит,

Волосы мертвых бойцов шевелит!

Этот реквием защитникам Севастополя потряс многих людей, которым «было больно за весь этот бесплодно погибший героизм, за сотни тысяч убитых и умерших в лазарете солдат, выступавших чуть не с кремневыми ружьями против штуцеров, за истребленные мужицкие ополчения, ходившие в рукопашную с топором» (Н. Шелгунов)

Негодующий и скорбный голос поэта, воспевшего подвиг могучего народа, вызывал жажду действия. Срубленный лес волновал Сашу. В сознании девушки впервые возникла мысль о несправедливом и неблагополучном устройстве мира.

В деревенской глуши зреют семена протеста и бунта. Кипят ярость и ненависть народа против угнетателей.

В солнечный, радостный, светлый день, когда юной Саше кажется, что всюду царят покой и свобода,

… У мельницы злится река;

Нет ей простора… неволя горька!

Бедная! как она вырваться хочет!

Брызжется пеной, бурлит и клокочет,

Но не прорвать ей плотины своей.

«Не суждена, видно, волюшка ей… » — думает Саша.

Модный «современный герой» Агарин — красноречивый либерал:

Книги читает да по свету рыщет — Дела себе исполинского ищет,

Благо, наследье богатых отцов Освободило от малых трудов.. .

Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет:

Верить не верить — ему все равно,

Лишь бы доказано было умно!

Этот герой пробудил много нетронутых сил в Саше, но он же принес ей тяжкие разочарования. Выросшая в деревенской глуши, наслушавшаяся умных его речей, прочитавшая множество книг и приглядевшаяся к окружающей действительности, Саша зажглась верой в то, что нужно трудиться, нужно всеми силами содействовать тому, чтобы «солнышо правды» взошло над землей.

Добрые семена глубоко запали ей в душу. Возмужал ее ум, окрепла воля. Агарин с присущим ему верхоглядством сменяет прежние речи новыми, высмеивает все, что недавно с таким красноречием внушал Саше, втаптывает в грязь «сятые» идеалы. Саша поняла, как жалок и слаб мнимый «герой», и решила побороть свою пылкую девичью любовь к Агарину. Ей удалось пережить душевную травму, боль первой утраты, горечь разочарования, но светлый, чистый образ девушки побеждает.

Знайте и верьте, друзья: благодатна Всякая буря душе молодой — Зреет и крепнет душа под грозой.

Культ Прекрасной Дамы возник еще в Средневековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот образ вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстает в трех обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой. Лирический герой называет ее высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая,

Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с заглавной буквы. Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он предчувствует Ее появление — «весь горизонт в огне». Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льется поток света. Свет исходит и от Нее самой, словно от святой.

Но, предчувствуя, что Ее появление близко, лирический герой вдруг ощущает страх. Он боится, что Ее «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяжкий сон… ты отряхнешь». С символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое) и метафора (смертельные мечты).

«Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив нетерпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а ее схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда воплощалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой прекрасной жизни!

Александр Блок придерживался теории символизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение «Предчувствую Тебя» было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действительно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше.

Стихотворение написано двустишиями, разностопным ямбом.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Некрасова «Саша»