Анализ поэмы Маяковского «Во весь голос!»

Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим завещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина. Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точно обозначая тему: «о времени и о себе».

Сам замысел обращения в будущее через головы современников, резкое (с исполь­зованием «низкой» лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными, кто называл его «попутчиком», а не творцом новой литературы, кто предрекал его творчеству быструю смерть. «Я человек решительный, я сам хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем», – так объяснял Маяковский замысел поэмы.

Желание быть правильно понятым определяет тональность произведения, в котором подробно и откровенно, без всяких недомолвок излагаются взгляды поэта на революционную эпоху и смысл собственного творчества. Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный… В этих строках берут начало основные мотивы и образы поэмы.

Автор ощущает свою слитность с временем, которое определяет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию «барским садоводствам» интимной лирики. За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток («жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой») и заканчивая его...

поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искусства, усиленная восприятием нового мира как своего, долгожданного, давшего новый импульс мировой истории.

Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все – и жизнь, и творчество – максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм». В произведении развиваются два метафорических ряда: поэзия – оружие и поэт – водовоз. Причем Маяковский, как замечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода».

В одном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих «явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»). В другом случае это метафора поэзии пустой, льющей воду из пустого в порожнее («Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот», «заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики»), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железного стиха» («Слушайте, товарищи потомки, агитатора, гор – лана-главаря») сменяется иронически-пародийным темпом романса («мандолинят из-под стен: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н»). Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: «Роз – туберкулез», «высились – сифилис», «выжиг – книжек». Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Маяковского «Во весь голос!»
?