Анализ поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин»

Новаторство Маяковского проявилось и в создании им лирического эпоса — поэм «Владимир Ильич Ленин» (1924-1925) и «Хорошо!» (1927). Оба произведения начинаются с характерного слова — время. Время становится самостоятельным образом произведений Маяковского. В поэме «Владимир Ильич Ленин» это время народных движений и революционных теорий в России и во всем мире, в поэме «Хорошо!» — революции, гражданской войны и первых мирных годов. Автор показывает эпоху переломную, в корне изменившую судьбу страны.

Героем его произведений

становится сам народ. Все это придает произведениям Маяковского черты эпоса, но эпоса особого рода, в котором все со­бытия даны в восприятии и оценках лирического героя. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем. Лирический герой поэм Маяковского — «свидетель счастливый» и участник грандиозных исторических событий, он один из многих, частичка народа, с которым «общие даже слезы из глаз». В поэме «Хорошо!» происходит усиление лирического на­чала. Массовые сцены революции, штурма Зимнего, картины гражданской войны начиная с одиннадцатой главы сменяются изображением подробностей жизни
конкретного человека, который «в комнатенке-лодочке / проплыл /три тыщи дней».

Опыт пережитого определяет предельную искренность лирических концовок глав, в которых автор идет от частных бытовых фактов (добыча дров, «две морковинки», которые герой несет любимой в голодную зиму) к обобщающим выводам: «…только /в этой зиме / понятной/ стала/ мне/ теплота / любовей,/ дружб/ и семей», «Я/ землю/ эту/ люблю, землю,/ с которой/ вдвоем голодал, — / нельзя /никогда/ забыть!», «с такою/зем­лею/пойдешь/на жизнь,/на труд,/на праздник/ и на смерть!» Произнося «Хорошо!» революции, славя Отечество, «которое есть, / но трижды — / которое будет», поэт не закрывал глаза на то, что не соответствовало его идеалам. Сатира стала важнейшим направлением литературной деятельности Маяковского. «Совмещанство» — предмет обличения в стихотворении «О дряни», на­писанном в годы нэпа.

Маяковский мастерски использует приемы поэтической сатиры. Он сталкивает слова разных стилевых пластов (РСФСР — мурло мещанина, серп и молот — свет — фи­гурять — бал — Реввоенсовет), вводит слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами (спаленки, рамочка, канареица), применяет гиперболу (галифища). Все это помогает создать образ мещанина, прикрывающегося революционными лозунгами. В фи­нале произведения Маяковский использует гротеск для прямого выражения авторской позиции: «Маркс со стенки» «вдруг /разинул рот, да как заорет…» Идею стихотворения помогает выразить и тематическая рифма: «обывательский быт» «побит».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин»