Анализ поэмы Есенина «Сорокоуст»
Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба. Поминание по усопшем.
В первой части произведения автор сразу заявляет свою роль, свою задачу:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Что же произошло? Почему аллилуйя звучит над родимой страной?
1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: « Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь ». Чувства и настроения
В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте»
В 1920 году рухнули утопические мечты поэта о социализме как » мужицком рае «. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Поэма была написана Есениным во время его поездки на юг России в августе 1920 года.
Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: « Куда несет нас рок событий?» Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэтреволюционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в «Сорокоусте» рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульминационного звучания:
Пронзительно-тревожным «чувством родины», потерь озарена вся поэма. Образы «Сороокуста» — дерзкие, впечатляющие.
Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между « чугунным конем » — поездом и «красногривым жеребенком ».
Стихотворение построено на противопоставлениях:
Бежит – скачет
Поезд – жеребенок
Лапы (у поезда) – ноги (у жеребенка)
Поезд движется « в туманах… кроясь » – жеребенок скачет как на празднике
Железный – красногривый
Таким образом, в первой строфе образы поезда и жеребенка противопоставлены на всех уровнях.
Это противопоставление усиливается во второй строфе, где возникает антитеза двух временных пластов: современности и древности, « Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег?»
Во второй же строфе ярко выражена авторская позиция: милый дуралей. Слово с ярко выраженной экспрессивной окраской, обращение к кому-то очень близкому. Это впечатление усиливается употреблением местоимения наш ( Наш разбуженный скрежетом плес). Образ лирического героя слит с образом деревни, таким образом, поэт свою судьбу разделяет с судьбой деревни, т. к. позиция лирического героя отражает позицию автора.
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Стихотворение наполнено любовью к красногривому жеребенку, и вместе с тем пронизано болью, отчаянием и ужасом перед роковым вторжением в жизнь бездушного и жестокого врага – стальной конницы. В нем слиты нежность, трогательность и трагичность. Красногривый жеребенок олицетворяет собой все прекрасное. Это стихотворение о душе и бездушии. Душа поэта переполнена болью и отчаянием. Жеребенок – как ребенок. Как природа в изображении Есенина по-детски наивна и потому задавлена наступающей стальной конницей. С приходом в нашу жизнь стальной конницы « большая трава » превратилась в « поля бессиянные », серое и тусклое: увядает все живое. Они потеряли волшебное сияние нетронутости.