Анализ поэмы Ахматовой «Реквием»
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилева. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий. Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А. Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году. По жанру «Реквием» задумывался
В поэме речь идет от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский прием выражения мыслей и чувств. Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берет цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот ее личный прием помогает остро ощутить события поэмы. Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей.
Это эпитеты: Русь «безвинная». тоска «смертельная». столица «одичалая». пот «смертный». страданье «окаменелое». локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают». «летят недели». «перед этим горем гнутся горы». «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек». «И упало каменное сердце на мою еще живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь»
. В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей. Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не ее музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.