Анализ эпизода Соня и Раскольников читают Евангелие

Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.

Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с противоположными и святыми чувствами. Просто Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни. Раскольников спросил Соню: «Так ты очень молишься богу-то, Соня» и Соня, стиснув его руку, ответила: «Что же бы я без бога-то была».

«А тебе бог что за это делает» — допытывался Раскольников, «Все делает!» — отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере.

Тут он заметил книгу на комоде — Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.

Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения — голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует также как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут.

Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Значит чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что надо, взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в его отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников — мечущийся, колеблющийся, а просветленный, знающий что делать.

Я думаю, что воскресение Лазаря — это воскресение Раскольникова. На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далеком детстве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое,» даже в праздничный день. Да и весь сон нарисован Достоевским в отнюдь не радостных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная».

Контрастирует с темным, серым тоном лишь зеленый купол церкви, а радостными пятнами являются лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем — церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же.

Самые добрые воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, ведь «он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов». Даже могилку своего младшего брата, которого Родион ни разу не видел, он вспоминает с умилением, ему приятно думать об этой церквушке.

Церковь не зря находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь. Сон этот — очень важная часть романа.

В нем мы впервые видим убийство, не только задуманное, но и осуществленное. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп. буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью. с топором Господи, неужели» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение «он» употребляется одновременно и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: «ОН обхватывает отца руками.

ОН хочет перевести дыхание. ОН проснулся весь в поту.» Несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Раскольников давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который является одним из главных образов в романе. Топор предстал здесь орудием убийства, надежным, но не совсем эстетичным, хотя в убийстве нет ничего эстетичного. Образ замученной кобыленки встретится читателю в тексте еще раз, ей будет Катерина Ивановна Мармеладова: «Уездили клячу! Надорвалась!

«. Она, как и эта савраска, будет замучена мужем-пьяницей, Семеном Захарычем Мармеладовым. Роль этого сна в действии романа очень велика. Если рассматривать композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции: знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несет самую большую смысловую нагрузку во всем произведении.

Еще один сон — это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться.» Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей.

Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же. и как это можно! «, «Но, боже, разве все это возможно!». Даже после убийства двух сестер Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал молодому Наполеону, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьет хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не поднялась запереться на крючок», «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его.» В этом сне местом действия является лестница.

Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница — это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Если Раскольников выдержит это испытание, то он убедится в своей теории и может натворить непоправимых вещей, вот почему провидение не допустило этого, и Родион лежал, окоченев от страха, точно тварь дрожащая. Сон этот был нужен Достоевскому, чтобы подчеркнуть отрица-тельные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность. Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью.

В одном из снов он повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. По сравнению с настоящей жизнью пространство не изменилось, «все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках». Но во времени произошли значи-тельные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такая тишина». Обстановка напоминала царство мертвых, а не обычный петербургский дом.

Именно эта деталь напоминала о совершенном убийстве. Уходя из квартиры старухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся в это царство мертвых.

Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих тварей дрожащих. Он Наполеон, он гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя.

Сны в романе Достоевского играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В тексте есть два сна, показывающие мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит».

Неспроста оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начиная именно с Египта. Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория. Этот сон составляет полную противоположность первому сну. Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались».

Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.

Таким образом, сны составляют очень важную часть романа «Преступление и наказание». Без них образ Родиона Раскольникова был бы неполным, потому что они показывают душевные переживания героя. Во время сна человеческая душа не защищена никакими искусственными масками, она открыта для любого. Безусловно, есть большое количество различных приемов открыть читателю душу героя, но, по-моему, сон — это не только самый интересный, но и самый точный способ.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ эпизода Соня и Раскольников читают Евангелие
?