Анализ баллады Жуковского “Эолова арфа”


Эолова арфа. Написано в ноябре 1814 г. Напечатано впервые в журнале “Амфион”, 1815, кн. III. Принадлежит к числу оригинальных баллад Жуковского. Как в балладах “Алина и Альсим” и “Эльвина и Эдвин”, тема “запрещенной любви” имеет здесь автобиографический смысл (см. примечания к указанным балладам). Автобиографический сюжет облечен в формы “оссиановской” поэзии (средневековый колорит, любовь бедного певца и владелицы замка). Атмосферу “оссианизма” создают также имена и названия – Ордал, Минвана (термин “оссианизм” происходит от имени легендарного поэта Оссиана, – см. Дж. Макферсон “Поэмы Оссиана”, 1762 – 1765). Морвена – название страны в одной из песен Оссиана. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с поэтическим лиризмом, характерным для его собственной поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт). Образ оставленной на дереве арфы, своим звучанием напоминающей о певце, навеян стихотворениями Фр. Маттисона “Lied aus der Ferne” (“Песнь издалека”) и И. И. Дмитриева “Лира”.

Белинский писал об “Эоловой арфе”: “…она – прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского” .

В балладе “Эолова

арфа”, поэт отразил специфику и нравы замковой жизни позднего Средневековья:

“Владыка Морвены,

Жил в дедовском замке могучий Ордал;

Над озером стены

Зубчатые замок с холма возвышал”

“В жилище Ордала

Веселость из ближних и дальних краев

Гостей собирала;

И убраны были чертоги пиров

Еленей рогами… “

Главная тема баллады – любовь певца Арминия и Минваны. Многие витязи пытались добиться руки и сердца симпатичной дочери владыки замка, но она никого до себя не допускала. Только к бедному певцу с арфой, принцесса испытывала нежные чувства:

“Певец сладкогласный.. .

Но, родом не знатный, не княжеский сын;

Минвана забыла

О сане своем

И сердцем любила,

Невинная, сердце невинное в нем”

Используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает его только потому, что оно усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживаний влюбленных.

Минвана любит певца, она готова принять его таким, какой он есть и подарить ему свою любовь:

“Лишь царским убором

Я буду с толпой;

А мыслию, взором,

И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой”.

В центре внимания – нежная любовь, чуждая житейских интересов. Она обречена на неудачу в реальных, земных условиях. Действительно, скоро владыка узнает о тайных похождениях дочери:

“Молва о свиданье

Достигла отца.. .

И мчит уж в изгнанье

Ладья через море младого певца”

Девушка тяжело переживает разлуку с любимым. Арфа постоянно напоминает о нем:

“С тех пор, унывая,

Минвана, лишь вечер, ходила на холм

И, звукам внимая,

Мечтала о милом, о свете другом,

Где жизнь без разлуки,

Где все не на час –

И мнились ей звуки,

Как будто летящий от родины глас”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ баллады Жуковского “Эолова арфа”
?