Анализ баллады Жуковского «Эолова арфа»



Эолова арфа. Написано в ноябре 1814 г. Напечатано впервые в журнале «Амфион», 1815, кн. III. Принадлежит к числу оригинальных баллад Жуковского. Как в балладах «Алина и Альсим» и «Эльвина и Эдвин», тема «запрещенной любви» имеет здесь автобиографический смысл (см. примечания к указанным балладам). Автобиографический сюжет облечен в формы «оссиановской» поэзии (средневековый колорит, любовь бедного певца и владелицы замка). Атмосферу «оссианизма» создают также имена и названия — Ордал, Минвана (термин «оссианизм» происходит от имени легендарного поэта Оссиана, — см. Дж. Макферсон «Поэмы Оссиана», 1762 — 1765). Морвена — название страны в одной из песен Оссиана. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с поэтическим лиризмом, характерным для его собственной поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт). Образ оставленной на дереве арфы, своим звучанием напоминающей о певце, навеян стихотворениями Фр. Маттисона «Lied aus der Ferne» («Песнь издалека») и И. И. Дмитриева «Лира».

Белинский писал об «Эоловой арфе»: «…она — прекрасное и поэтическое произведение, где


сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» .

В балладе «Эолова арфа», поэт отразил специфику и нравы замковой жизни позднего Средневековья:

«Владыка Морвены,

Жил в дедовском замке могучий Ордал;

Над озером стены

Зубчатые замок с холма возвышал»

«В жилище Ордала

Веселость из ближних и дальних краев

Гостей собирала;

И убраны были чертоги пиров

Еленей рогами… «

Главная тема баллады — любовь певца Арминия и Минваны. Многие витязи пытались добиться руки и сердца симпатичной дочери владыки замка, но она никого до себя не допускала. Только к бедному певцу с арфой, принцесса испытывала нежные чувства:

«Певец сладкогласный.. .

Но, родом не знатный, не княжеский сын;

Минвана забыла

О сане своем

И сердцем любила,

Невинная, сердце невинное в нем»

Используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает его только потому, что оно усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживаний влюбленных.

Минвана любит певца, она готова принять его таким, какой он есть и подарить ему свою любовь:

«Лишь царским убором

Я буду с толпой;

А мыслию, взором,

И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой».

В центре внимания — нежная любовь, чуждая житейских интересов. Она обречена на неудачу в реальных, земных условиях. Действительно, скоро владыка узнает о тайных похождениях дочери:

«Молва о свиданье

Достигла отца.. .

И мчит уж в изгнанье

Ладья через море младого певца»

Девушка тяжело переживает разлуку с любимым. Арфа постоянно напоминает о нем:

«С тех пор, унывая,

Минвана, лишь вечер, ходила на холм

И, звукам внимая,

Мечтала о милом, о свете другом,

Где жизнь без разлуки,

Где все не на час —

И мнились ей звуки,

Как будто летящий от родины глас».




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ баллады Жуковского «Эолова арфа»
?