Аделаида Казимировна Герцык



Герцык Аделаида Казимировна (в замужестве Жуковская) (16.02.1874-25.06.1925), поэт, прозаик, переводчик. Родилась в г. Александров Московской губ. в семье инженера-путейца, происходившего из обрусевшего польского дворянского рода. Детство провела в Александрове, с 1898 жила в Москве и в Судаке, где семья Герцык приобрела дом. Росла замкнутым, вдумчивым ребенком, склонным к самоанализу, создавала в воображении собственный фантастический мир. Получила многостороннее гуманитарное образование. В юности совершила несколько поездок по Западной Европе.

Имя Герцык появилось в печати в самом начале века как переводчицы трудов Дж. Рескина, Ф. Ницше и автора литературно-критических и мемуарных эссе (“Религия красоты” о Дж. Рескине, 1902 и др.), опубликованных в разных журналах. С 1905 Герцык сотрудничала как автор рецензий в журнале символистов “Весы” под псевд. Сирин.

В 1907 вышла замуж за Д. Е. Жуковского – ученого, издателя, переводчика философской литературы. В квартире Герцык собирались многие литераторы и философы, близкими друзьями Герцык были С. Булгаков, М. Волошин, Вяч. Иванов, М. Цветаева.

Первая значительная публикация стихотворений Герцык – цикл “Золотой ключ” в альманахе символистов “Цветник Ор. Кошница первая” (СПБ. 1907).


Для ранних стихов характерны состояния томления, духовного поиска, одиночества (“я только сестра всему живому”). Стихи насыщены религиозно-философской символикой, но по форме близки к поэтике женского фольклора: заплачки, причитания, песни. Действительность мифологизируется, поэт погружен в мир знаков и символов, полных внутреннего значения. Утонченный мир лирической героини, напевность поэзии Герцык отмечали Бальмонт, Волошин, Брюсов, Вяч. Иванов. Лучшие стихи раннего периода вошли в единственную книгу Герцык “Стихотворения” (1910).

Для периода 1910-17, когда Герцык печатается в журнале “Северные записки”, “Альманахе Муз” и др. характерны попытки обрести единство с бытием через эстетический пафос. В то же время лирика Герцык становится более предметной (“Может быть, я к родине / Приближаюсь ныне, / Слушаю предания, / Узнаю святыни?” (“У меня нет родины… “, 1912). Возникает тема поэзии как служения Творцу (“Благослови меня служить тебе словами… “, 1911), неустанного бодрствования духа. Долгие религиозные искания Герцык приводят ее в Православную церковь.

Дореволюционная проза Герцык – очерки, посвященные становлению личности ребенка, эссе о ряде литераторов – автобиографична и глубоко психологична (“Из мира детских игр”, 1906; “О том, чего не было”, 1911, и др.).

Годы революции и гражданской войны Герцык проводит в Крыму, переживая красный террор, аресты и расстрелы близких, голод, едва не унесший жизнь детей. В янв. 1921 Герцык была арестована и провела несколько недель в тюрьме-подвале в Судаке, где создала цикл стихотворений “Подвальные”. Позже, в 1924-25, написала “Подвальные очерки” (частично опубликованы Б. К. Зайцевым в рижском журнале “Перезвоны”. 1926. № 25-27).

Последний период – важнейший для внутреннего развития и для поэзии Герцык, когда созданы лучшие ее стихи. “В сущности, она всегда была поэтесса-святая. Невидная собою, с недостатком произношения, недостатком слуха, А. Герцык была – великая скромность, чистота и душевная глубина”, – писал Б. К. Зайцев (“Светлый путь”). С. Н. Булгаков вспоминал, что Герцык была исполнена внутреннего света, который в силу страданий становился лишь ярче и чище. Этот внутренний свет озаряет и стихи, и прозу Герцык последнего периода.

Тема “Подвальных очерков” – пограничное состояние людей на пороге смерти, когда уходят временные, земные желания и заботы, и человеку открывается Истина Евангелия. Прощаясь друг с другом на земле, люди становятся “братьями в вечности”. Трагические сцены выдержаны в строгом, сдержанном стиле. Все происходящее побуждает автора к раздумьям: “Не слишком ли мы полагаемся на себя? Не слишком ли редко обращаемся мыслями к незримой вневременной власти?” (очерк “Todesreif” (готовый к смерти)).

Те же мотивы жизни на грани смерти, предчувствия близкого перехода в мир иной звучат и в поэзии Герцык этих лет, которую можно охарактеризовать как редкую для ХХ в. “христианскую лирику”. Путь Поэта, вслед за пушкинским “Пророком”, осмысляется как следование Божиему призыву: “Нейди вперед, не засветив лампады, / Чтоб каждый день в веках не угасал!” (Сонеты, 1919). Переживание вины, тоска, отчаяние – разрешаются в сладости жертвы Христу. В мире, где стало “пустынно и сурово”, крепнет вера, что “смерти нет” (“Какая радость снять оковы… “, 1924-25). Страдания возвысили и очистили душу поэтессы. Стихи этого периода – “это религиозные гимны. Это великое приятие всех бедствий и страданий, величайшее утверждение смирения и любви к Богу” (Б. Зайцев. Светлый путь).




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Аделаида Казимировна Герцык
?